Наследие математика Лидии Федоренко. Очерк. Автор Д. Федоренко.


В целом, научно-философское наследие моей бабушки можно охарактеризовать следующими идеологическими соображениями. Основная идея, которую она отчетливо осознавала и хотела донести всем людям имеет под собой историко- практическую подоплеку. В процессе развития человеческой цивилизации, человеку как индивиду общества был дан ряд свобод, таких, как свобода передвижения, свобода совести, свобода слова, свобода выбора во многих отношениях. Безусловно, процесс последовательного осознания и распределения свобод в человеческом обществе относится, к одному из важнейших критериев самого развития цивилизации. Однако, отвлекаясь от сущности развития, моя бабушка определяла свободу как право, а право как возможность выбора между двумя или несколькими неэквивалентными альтернативами. Данная неэквивалентность альтернатив так или иначе присутствует во всех ныне существующих правах и свободах, данных человеку обществом. Однако одно право, неотъемлемое право интеллектуального организма (как считала моя бабушка), состоит в возможности выбора между фундаменталными неэквивалентными альтернативами: между жизнью и смертью. Цитируя близко к оригинальным высказываниям моей бабушки, сформулирую основопологающий принцип ее философско-идеологической платормы: "Каждый человек должен иметь право делать самостоятельный выбор между жизнью и смертью, каждый человек должен иметь право сам решать, сколько лет будет продолжительность его жизни, тем самым определяя точную дату своей смерти".

 

Надо сказать, что моя бабушка не хотела жить вечно. По ее словам она хотела бы прожить еще лет 200 - 300.Как человек с физико-математичеким образованием она понимала, что любая бесконечность (будь то бесконечность жизни, времени или пространства) - это экспериментально неопределимое понятие. Любой физический прибор дает измерение в конечном диапазоне величин. Бабушка говорила, что человеческая свобода должна выражаться, например, в следуюшем. Допустим, в некотором будущем, человек А прожил 80 лет. Его организм состарился и настало время умирать. Однако, человек в этом будущем имеет право каким-то образом омолодить свой организм и, после этого прожить еще 80 лет. Если человек А пользуется данным правом, то общая продолжительность его жизни составляет 160 лет. Если он отказывается от этого права, то он умирает. Далее, прожив 160 лет, человек А снова сможет выбрать, будет ли он жить дальше, до 240 лет, или же умрет, и т. д. Говоря абстрактным языком, понимание бессмертия в вышеуказанном смысле, как права продолжать свою жизнь сколь угодно большое количество раз, соответствует основным понятиям математической теории пределов. С философской точки зрения, как считала моя бабушка, данное понятие бессмертия относится к важнейшим правовым аспектам, которые будут влиять на развитие человечества в самом ближайшем будущем.

 

Магистр математической физики, Даниил Федоренко. 2012 год.

Подписываться

Хотите быть в курсе всех новостей из мира биотехнологий, открытий в медицине и перспектив продления жизни и бессмертия?


https://t.me/kriorus_official