История перфузирования и хранения первого криопациента

Более 50 лет благополучно продолжает храниться тело первого криопациента Земли, его звали Джеймс Бедфорд.

Нельзя однозначно утверждать, что это событие послужило началом зарождения крионической индустрии, но, безусловно, оказало на нее мощное влияние. история криосохранения Бедфорда прекрасно отражает проблемы, с которыми продолжает постоянно сталкиваться крионическое сообщество.

Кто Вы, мистер Бедфорд?

Джеймс Бедфорд родился в 1893 в г. Питсфилд, штат Массачусетс, США. Он счастливо прожил яркую жизнь. Был дважды в браке. Первая жена, Анна Чандлер Райс, внезапно умерла через год после свадьбы. Но в  1920 году Руби МакЛаган стала его второй супругой, соратницей и матерью пятерых детей Джеймса: Дорис, Дональда, Френсиса, Барбары и Нормана.

Бедфорд был профессором психологии в Калифорнийском университете, написал 6 фундаментальных монографий по основам профориентации. Активно путешествовал практически до само́й смерти (в 65 лет отправился на сафари в Африку); одним из первых преодолел  трудно проходимую Аляскинскую трассу, которую смогли полностью заасфальтировать только в 60-х гг.). Возможно, безграничная любовь к приключениям и развивающийся рак почек побудили его живо откликнуться на инициативу Общества по сохранению жизни (Life Extension Society, LES). Те предлагали крионировать абсолютно безвозмездно любого человека с неизлечимой болезнью.

Джеймс воспользовался этой возможностью. Но перед смертью он завещал 100 000 $ на развитие крионики.

История зарождения крионических сообществ

Математик и физик Роберт Эттингер в молодости воодушевился научно-фантастическим рассказом «Спутник Джеймсона» Нила Джонса, где подробно освещается история некоего профессора Джеймсона, который завещает законсервировать своё тело после смерти, поместить в космическую капсулу и запустить в космос. Профессор летает по космосу 40 млн. лет, а затем киборги планеты Зорома восстанавливают мозг и оживляют его.

Идея сохранения тела после смерти и последующего оживления показалась Эттингеру шокирующей, но осуществимой. И в 1962 г. Эттингер выпускает книгу «Перспективы бессмертия», получившую со временем колоссальную известность. В дальнейшем она была переведена на многие языки мира. Кстати, в том же году совершенно независимо выходит в свет труд американца Ивана Купера «Бессмертие: Физически, Научно, Сейчас» («Immortality: Physically, Scientifically, Now»). В 1963 г.  И.Купер создает первое в мире крионическое общество LES.

В 1965 г. было организовано Cryonics Society of New York, в 1966 — Cryonics Society of California и в июле 1967 г. при участии Роберта Эттингера — Cryonics Society of Michigan.

В Советском Союзе по идеологическим причинам не было создано формальных обществ сторонников крионики, но деятельность по её пропаганде осуществлялась энтузиастами.

Смерть и перфузия

В январе 1967 года, сердце Д. Бедфорда остановилось. Сразу после клинической смерти ему сделали искусственное дыхание и массаж сердца, тело обложили льдом. Даже в 2020 г. на территории постсоветского пространства подобные манипуляции часто невозможны в связи с внешними обстоятельствами: недружественные родственники, бюрократия, несовершенство законодательной системы...

Через час после смерти Бедфорда Роберт Нельсон, президент «Крионического общество Калифорнии» (Cryonics Society of California, CSC)  и группа докторов осуществила перфузирование тела Джеймса Бедфорда крипротектором ДМСО (диметилсульфоксида) с использованием  “железного сердца Вестингауза” (аппарат, осуществляющий массаж сердца), присланного Обществом крионики Мичигана. Тело было охлаждено сухим льдом до - 79° С, после чего его переместили в ящик со льдом.

Этот случай был, кстати, подробно описан в 1968  году Робертом Нильсоном, в книге «Мы заморозили первого человека», где он также описал процесс крионирования Бедфорда.Переезды и судебные разбирательства.

На тот момент дьюары для хранения тела ещё не начали использовать. Но через какое-то время жена Бедфорда Руби и его сын Нортон, которые очень трепетно отнеслись к волеизъявлению отца,  перевезли Бедфорда в компанию Cryo-Care Equipment Corporation, поскольку у тех был дьюар для хранения в жидком азоте. К сожалению, имевшаяся капсула оказалась несовершенной. Устройство компании Cryo-Care не позволяло быстро определить наличие в нем жидкого азота. Уровень его  приходилось проверять через вентиляционное отверстие. И опять-таки через какое-то время компания Galiso INC, занимающаяся производством криогенного испытательного оборудования, взяла на себя ответственность за создание новой капсулы и хранение первого криопациента. В апреле 1970 года новая капсула была готова, и Бедфорда перевезли обратно в Калифорнию, где и находилась компания Galiso, Inc.

Увы, не вся семья Бедфорда поддерживала идею криосохранения отца. Остальные , кроме Нормана, его дети подали в суд иск с целью вернуть 100 000 $ в семью .Судебный процесс длился 20 лет и закончился победой крионического сообщества, но увы, все завещанные деньги были потрачены на эту борьбу. Неофициальные источники утверждают, что в 1973 на содержание тела Бедфорда было потрачено 250 000 долларов.

После перемещения Бедфорда в Galiso  крионическое сообщество на какое-то время потеряло информацию о местонахождении тела. Ходили слухи, что Джеймса разморозили и захоронили.

Но спустя 3 года, в июне 1973, президент молодёжной ассоциации крионики Грег Фей (Greg Fahy) и криоактивист Майк Дарвин поехали в Калифорнию, чтобы найти первого криопациента и проверить сохранность тела Бедфорда. И вскоре капсула с Бедфордом была найдена, оказывается, всё это время она находилась в помещении компании Galiso.

Более того, тело Бедфорда продолжало храниться в компании Galiso, Inc, при сверхнизких температурах, и хотя аппаратура и дьюар были присыпаны пылью и песком, но всё работало — даже вопреки юридическим проблемам, созданным родственниками Бедфорда.

Кстати, намного позже в России компания “КриоРус” столкнулась с похожей ситуацией. Криопациент Михаил Воронин был незаконно кремирован вопреки волеизъявлению его женой, после чего семья безуспешно попыталась взыскать с компании деньги за криоконтракт. “КриоРус” позаботился о том, чтобы другие криопациенты не попали в подобную ситуацию, и по условиям договора ни при каких обстоятельствах деньги родственникам не могут быть возвращены.

Итак, в начале 1976 Galiso INC уведомила Нормана и Руби о том, что они не могут больше хранить тело Бедфорда, так как страховая компания, сотрудничающая с Galiso INC, узнала о содержимом дьюара и потребовала его убрать, угрожая отозвать страховку.

Поэтому 31 июля 1976 года дьюар с телом Бедфорда перешёл под ответственность компании Trans Time, Inc., поставщика крионических услуг в Эмеривилле, штат Калифорния.  Trans Time, Inc это существующая до сих пор крионическая компания с пятью криоклиентами и самыми высокими ценниками. Джеймс Бедфорд  оставалось на ее попечении вплоть до 1 июня 1977 г..

Но у его сына Нормана не было возможности и далее оплачивать нахождение дьюара в Trans Time, и он решил заботиться о капсуле с отцом самостоятельно. Но он тогда и не подозревал, через что ему придётся пройти из-за нерегулярных поставок азота и жадности компаний.

Как же повезло Джеймсу Бедфорду и всем нам!

В 1979 г. случилась трагедия, Роберт Нельсон, президент «Крионическое общество Калифорнии» (Cryonics Society of California, CSC) , не справившись с управлением компанией,  разморозил 11 человек. Изначально была совершена стратегическая ошибка — он установил слишком низкую цену за криоконтракт. В некоторые случаях пациентов даже принимали на безвозмездной основе из сострадания (Нельсон верил в быстрое успешное развитие крионики). В других случаях крипациентов принимали под влиянием обещаний родственников оплачивать расходы в рассрочку, которые так и не были выполнены. Всё это способствовало разорению. Стресс, полученный Нельсоном из-за нехватки средств, побудил его совершить побег.

Серьёзный удар был нанесен по репутации крионики, сми писали негативные статьи, количество желающих крионироваться сокращалось. Эта история повергла Америку в ужас. С течением времени крионическое движение возродилось, во многом благодаря активной поддержке инвесторов.

Все это время Норман сам хранил своего отца. А параллельно развивалась американская крионическая организация “Алькор”.

В 1982 г. компания “Алькор” не имел активов, у него было только 4 клиента, приходилось использовать арендованные объекты.. В 1986 Алькор вырос и смог позволить себе купить собственное здание, и 17 февраля 1987 все криопациенты “Алькора” были перевезены в Риверсайд, штат Калифорния.

В 1987 умерла Руби, жена Джеймса Бедфорда, после чего Норман передал тело своего отца окончательно на хранение  в “Алькор”.

Поскольку судебные разбирательства с родственникам полностью исчерпали 100 000 $, завещанные Бедфордом, на тот момент директор “Алькора”  Джерри Лиф лично взял на себя бо́льшую часть расходов, связанных с предоставлением “медицинской помощи” криопациенту, и купил дополнительную страховку, чтобы покрыть дальнейшее хранение Джеймса Бедфорда..

После того, как Джеймс проспал в криосне в “Алькоре ” несколько лет, его 25 мая 1991 переместили из капсулы Galiso в более современную капсулу, разработанную в “Алькоре”. Во время переноса тело Джеймса Бедфорда поместили в открытую ванну, заполненную жидким азотом, для поверхностного осмотра. Более 21 года оно было скрыто от глаз человека.

За это время Бедфорд перенёс множество перевозок, контейнер много раз переходил из рук в руки. Однако, осмотр показал, что тело сохранилось без изменений, и по многим признаком стало понятно, что  за время хранения температура ни разу не поднималась выше -70 °C.

Тело Бедфорда и сейчас продолжает находиться в компании “Алькор”, и каждый желающий может посмотреть на него дьюар.

Некоторые крионисты выступают против частых перемещений криопациентов, но руководствуясь опытом компании “Криорус” и примером того же Бедфорда, можно смело утверждать, что если переезд готовится заранее, например, в течение месяца, а температура повышается постепенно, то риски отсутствуют.

Как это происходит сейчас?

Существует мнение, что криоконсервация тела должна осуществляться при жизни. Увы, произвести подобные манипуляции сейчас — значит убить человека, ведь обратимой технологии криосонсервации еще не существует.. Законы и этика не могут позволить на данный момент прижизненного крионирования.

Поэтому сразу после смерти тело охлаждают, тем самым замедляя процесс разложения, далее кровь пациента замещается специальным незамерзающим раствором — криопротектором, его вводят через артерии, а кровь удаляют через вену. Этот механизм предотвращает повреждения сосудов и клеток кристаллами льда при заморозк

Затем тело помещают в специальный дьюар с жидким азотом, температура внутри может достигать - 196 градусов Цельсия. В дьюаре может храниться тело полностью или мозг, или голова криопациента.

Сейчас многие последователи крионики считают, что необязательно криконсервировать тело полностью. Достаточно сохранить лишь голову или вообще только мозг. Ведь именно там хранится структура сознания, которую в будущем, благодаря технологиям, можно будет реанимировать.

Подводя итоги, хочется отметить, что история Бедфорда является крайне вдохновляющим и поучительным примером борьбы за бессмертие, длящейся уже более полувека.
Печально, что крионике приходилось развиваться в недружелюбно настроенном мире, но это не помешало активистам движения осуществить успешное перфузирование и хранение Джеймса Бедфорда — благодаря отваге, энтузиазму крионистов и щедрым инвестициям.

Авторы: 
Валерия Прайд (Удалова В. В.)
Тамара Санина
Подписываться

Хотите быть в курсе всех новостей из мира биотехнологий, открытий в медицине и перспектив продления жизни и бессмертия?


https://t.me/kriorus_official