Вы здесь

FAQ - Религия и философия

1. Существует ли конфликт между религией и крионикой?
2. Куда уходит душа пациента при криоконсервации?
3. Не пытается ли крионика взять на себя роль Бога?
4. Разве Бог не сделал смерть неизбежным уделом людей?
5. Если личность человека находится в мозге, можно ли воспроизвести мозг (и личность)?
6. Не проще ли будет загрузить мозг человека в компьютер?
7. Не является ли аморальным заниматься крионикой, когда люди голодают?
8. Не является ли крионика выражением эгоизма или себялюбия?
9. Не лучше ли оставить деньги родственникам, пока нельзя быть уверенным а в успехе крионики?

1. Существует ли конфликт между релгигией и крионикой?

Ни в одной из мировых религий нет открытого запрета на кронику. Многие люди различного вероисповедания приняли меры по организации собственной криокосервации, не сочтя это неуважением к своей религии.

Криоконсервация – всего лишь медицинская процедура – своего рода радикальная форма «первой медицинской помощи» и не в бОльшей степени является оскорблением религии чем, например, пересадка сердца. Конфликт между традиционной процедурой похорон или кремации, одобренной религией, возникает лишь в том случае, если криопациента считать «умершим».

Крионика – это рискованная попытка дальнейшего развития медицины, а не чудесное «воскрешение мертвых». Однако, если отдельные религиозные лидеры выразят несогласие с этим подходом, возникнет противоречие в умах тех, кто с почтением относится к этим лидерам. Если человеку в возрасте 50 лет требуется операция на сердце, во время этой операции он будет находится под воздействием анестезии. Пациент придет в сознание после операции и может прожить еще до 80 или 90 лет.

Помещение пациента в жидкий азот можно сравнить с применением анестезии, а во время оживления, можно сказать, будут проводиться хирургические операции на молекулярном уровне. Оживление наряду с омоложением может дать человеку шанс прожить сотни лет. И все же нельзя полностью исключить возможность гибели из-за убийства или аварии. Единственная разница между криосохранением и хирургической операцией на сердце является время, которое на это уходит, и прогнозы в отношении действенности этих процедур.

Не существует ли противоречий между религией и медициной – это касается в равной степени и медицинских процедур, которые могут продлить жизнь на сотни или тысячи лет.

2. Куда уходит душа пациента при криоконсервации?

Куда уходит душа, когда вы спите ночью или теряете сознание? Если криопациент не является «умершим», нет причин для того, чтобы душа покидала его. Католическая церковь выступает против уничтожения человеческих эмбрионов, предполагая, что замороженные эмбрионы обладают душой (по крайней мере, для католиков). А куда направляется душа при анестезии во время хирургических операций? 

3. Не пытается ли крионика взять на себя роль Бога?

В свое время трансплантация сердца и применение антибиотиков также считались попыткой примерить на себя роль Бога, а в настоящее время это всего лишь медицинские технологии. Крионика – это экстремальная попытка расширить горизонты науки с целью спасения человеческой жизни, однако, нет причины полагать, что она посягает на религию. Крионика не может устранить все возможные причины смерти.

4. Разве Бог не сделал смерть неизбежным уделом людей?

Да, возможно это так, но нельзя с уверенностью назвать отведенное ему время жизни. В Главе 5 Книги Бытия описаны шесть библейских персонажей, проживших более 900 лет, включая Адама (930 лет) и Мафусаила (969 лет). В Книге Бытия также указывается, что Ной прожил 950 лет. В Главе 22 Книги Бытия перечисляются еще четыре человека, проживших более 400 лет. Что есть тысячелетия лет перед лицом вечности? Если медицина может помочь нам жить тысячелетиями в состоянии молодости и здоровья, почему это должно считаться оскорблением Бога?

Те, кто претендуют на то, что они говорят от имени Бога, выражая протест против трансплантации сердца, переливания крови, экстракорпорального оплодотворения, исследования стволовых клеток и т.д., в большей степени берут на себя роль Бога, чем ученые-биомедики, применяющие эти процедуры для улучшения жизни человечества. Большинство религий считают самоубийство грехом. Отказ от достижений медицины (или запрет на ее развитие) может быть приравнен к самоубийству (или убийству).

5. Если личность человека находится в мозге, можно ли воспроизвести мозг (и личность)?

Некоторые модели в крионике предусматривают использование криосохраненного пациента для воссоздания его личности заново путем определенных действий на атомном уровне. Если однажды это удастся сделать, потом это можно проделывать множество раз. Но личность каждого человека предполагает уникальность – отсюда происходит «Парадокс двойников». Ответить на этот вопрос достаточно сложно. Дополнительный материал по этой теме в статье The Duplicates Paradox.

6. Не проще ли буде загрузить мозг человека в компьютер?

Нет. Мозг не такой простой механизм. Будет гораздо проще устранить повреждения от замораживания с помощью молекулярных роботов, чем загружать мозг в компьютер, учитывая, что эта технология еще долго не будет разработана, даже если предположить, что это можно проделать без потери личности пациента (что будет весьма сложно проверить).

На самом деле, многие люди, которые хотят, чтобы их личность была воссоздана в виртуальном пространстве, выбрали крионику в надежде дожить до того времени, когда это станет возможным. Дополнительный материал по этой теме в статьях Artificial Intelligence and the Preservation of Mind и Neurophysiology and Mental Function.

7. Не является ли аморальным заниматься крионикой, когда люди голодают?

Аморально ли жить, когда другие умирают? Аморально ли наслаждаться жизнью, когда другие страдают? Аморально ли пытаться найти способ лечения СПИД или рака, когда люди голодают? Если мы дадим утвердительный ответ на этот вопрос, то будем следовать принципу «Убей или будешь убит», как будто мы находимся в спасательной шлюпке с ограниченными запасами пищи и воды и можем выжить, лишь убивая друг друга.

Некоторые люди действительно хотят вести монашескую жизнь и отдавать все свои средства на благотворительность, но это крайне редкий случай. Как ни парадоксально, такое экстремальное направление медицины, как крионика, подвергается жесточайшей критике со стороны людей, которые не раздумывая тратят огромные деньги на дом, семью, домашних животных, развлечения, хобби и отдых. Хорошо помогать другим, но не менее хорошо помогать самому себе, своим близким и друзьям.

Старение – это ужасная болезнь, разрушающая человеческую мудрость, но эту болезнь можно излечить. Спасение жизней (или попытка это сделать) с помощью крионики или других медицинских процедур, не является аморальным. Устранение старения и прочих болезней – и использование крионики как средства первой медицинской помощи – должно развиваться наряду с улучшением жизни человечества на всех уровнях. Дополнительный материал по этой теме в статье Why Life Extension?

8. Не является ли крионика выражением эгоизма или себялюбия?

Крионика является выражением эгоизма и себялюбия не больше, чем отказ от курения, стремление придерживаться принципов здорового питания или физические упражнения с целью улучшения здоровья и увеличения продолжительности жизни. Эгоизмом является не предпринимать попыток спасти свою жизнь или жизнь близких людей с помощью как традиционной медицины, так и экстремальных медицинских процедур. Людям не следует стыдиться свое любви к жизни и стремления жить дольше.

9. Не лучше ли оставить деньги родственникам, пока нельзя быть уверенным а в успехе крионики?

Вы бы потратили 5 000 долларов на операцию, которая с 90-процентной вероятностью спасет вашу жизнь? А 20 000 долларов на операцию, где только 50 процентов шансов на успех? А 50 000 долларов на операцию, где шансов на успех всего 10 процентов? Если родственники настаивают на кремации вместо криоконсервации, потому ли это происходит, что они не верят в успех крионики, или потому, что реальная причина – это их желание сохранить деньги, отбрасывая возможность успеха? Любовь подразумевает ответные действия: отдать жизнь улучшению материального положения других такое же проявление любви, как преодоление материальной заинтересованности ради возможного возрождения любимого человека, особенно если есть надежда на воссоединение с ним в будущем.

Поделиться