КАК СОЗДАТЬ КРИОФИРМУ или о недопустимости редукционистского подхода в крионике

Прозвучало мнение, что крионика – это просто:

залил в дьюар азот – и все хорошо…

 

К нам в «КриоРус» достаточно регулярно поступают запросы о помощи в создании криофирмы. За последние годы такие запросы поступали из Колумбии, Бразилии, регулярно – из Китая, из Кореи и из других стран. Каждый раз нас это несколько озадачивает. Нам кажется, что передать знания, достаточные для создания успешной крионической организации – это очень трудоемкий и сложный процесс.

Конечно, есть простой ответ: «Мы можем создать вам криофирму и наладить все рабочие процессы, и это будет стоить определенную большую сумму». Но обычно много платить люди не готовы, а пытаются они договориться о том, чтобы часть работ взять на себя, сделать большинство организационной работы самим, а мы бы их консультировали по «самым важным», с их точки зрения вопросам: научные подходы, практика перфузии и т.п.

Но есть и иной ответ на этот запрос, который говорит, что крионика – это очень сложно, учиться – очень долго, создать – трудно. И это – правда.

Тем не менее, дважды нам все-таки приходилось сталкиваться с рассуждениями о том, что крионика – это просто, и создать криофирму – проще некуда. Ну, действительно, вот стоят дьюары, вот лежат в них крионированные люди, надо просто заливать азот. А раз так, то осталось только пригласить хорошего менеджера, и он создаст прекрасную крионику.

Такие утверждения вызывают, как минимум, недоумение. Ведь, если следовать этой логике, логике предельного редукционизма, то все в мире очень просто: армия – это генералы, солдаты, военная техника и приказы; политика – это группы людей, их ресурсы и планы действий. Ничего сложного. А атомная станция – это строение, инструкции и люди, которые выполняют эти инструкции. Таким образом можно низвести все до примитива, любое сложное явление.

Такой подход в моделировании процессов называется редукционистским. Он может иногда приносить пользу, помогать в познании и анализе какого-то очень сложного явления. Но доведенный до абсурда, этот методологический прием разрушает явление, оно разбирается на базовые части, все примитизируется, и специфика, и уникальность, все важное – теряется. И в таком подходе колбасная фабрика неотличима от управления авианосцем, а парикмахерская – от создания «Бурана». Исчезает та самая сложность, которая придает уникальность этому явлению. Ведь целое не является простой суммой его составляющих, оно из-за многочисленных дополнительных единиц организации и множества непростых связей и взаимовлияний элементов приобретает новое качество.

Так и в крионике.

Крионика, на самом деле, – невероятно сложный вид деятельности. Если бы она была простой, то, наверное, сегодня реально действующих криокомпаний было бы не десяток, как сейчас, а тысячи и десятки тысяч. Напомню, что в 2012 году Министерство здравоохранения посчитало, сколько в России (только в России!) работает биотехнологических лабораторий. Вы не поверите, но на тот момент, в нашем, не самом развитом государстве, их было более пяти тысяч. Это притом, что биотехнологии – это сложный вид деятельности. Как видите, крионика более чем в тысячу раз менее развита, чем биотехнологии и, вероятно, настолько же более сложна.

И сводить ее к трем-четырем элементам недопустимо. Потому, что крионика – это не только дьюары, не только криопациенты, которым нужно подливать азот.

Кроме того, на данном этапе развития крионики категорически невозможно «нанять хорошего менеджера», который бы «сделал криофирму». Дело в том, что такой человек должен обладать огромной, совершенно уникальной компетенцией. Кроме того, законодательство в этой сфере не развито. Поэтому частично крионика находится в «серой зоне», где надо принимать быстрые, взвешенные, смелые решения. И такая деятельность, при этом часто непонятая обществом, требует поистине героизма. То есть, здесь нужен не просто «хороший менеджер», а «хороший менеджер-герой». Но с чего бы менеджеру становиться героем? Либо из-за очень-очень высокой зарплаты. Но обычно в крионических организациях нет возможности платить такие зарплаты. Или человек сам является сторонником крионики. Но здесь проявляется другая сложность: хорошие менеджеры – сторонники крионики, как правило, уже работают в хороших местах, на высокооплачиваемых должностях и не готовы, как показывает практика, бросить все и начать заниматься развитием крионики на новом месте. И это первая сложность, которая возникает даже при первом взгляде, при первой попытке разбора такого редукционистского подхода.

Давайте попробуем перечислить те области деятельности, которые надо задействовать в крионической компании, чтобы крионика в ней была устойчивой и развивалась.

ПОИСК РЕСУРСОВ

  • Деятельность директора криокомпании это постоянный поиск ресурсов (новое всегда испытывает дефицит ресурсов): денег, людей, связей, возможностей.

УНИКАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И СПЕЦИАЛИСТЫ

  • Крионика – это большой объем сложных, труднодоступных знаний, получаемых сотрудниками крионических организаций от большого количества специалистов из разных областей.
  • Это еще и привлечение таких уникальных специалистов в условиях конкуренции за них со стороны государственных организаций и концернов.

РАБОТА С О СЛОЖНЫМИ КЛИЕНТАМИ

  • Крионика – это работа с людскими массами, не знающими о ней. При этом крионика затрагивает глубоко интимные сферы человеческой психики. И психология сторонников крионики, клиентов, этих ранних пользователей технологии (early adopters) плохо изучена и постоянно преподносит сюрпризы. Крионика – это также и изучение психологии клиентов, учет их требований, постоянный эксперимент в области маркетинга.

ЮРИДИЧЕСКИЕ СЛОЖНОСТИ

  • Это, как мы уже упомянули, постоянный поиск в юридическом поле решений, не противоречащих действующему законодательству, которое в данной сфере находится в зачаточном состоянии.
  • Крионика – это постоянные попытки изменить законы, притом, пока что это попытки неудачны: крионика не стала пока что массовым явлением, а законы проще менять, когда в этом возникает потребность широких слоев общества, когда явление становиться массовым и требует новых подходов.

ВЫСОКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ

  • Крионика ввиду малой известности и пока что низкого уровня развития предъявляет к сотрудникам крионических организаций требование наличия сверхвысоких навыков в нетворкинге. Даже на самом простом уровне: часто, например, приходится работать не только с гражданами своей страны, не только говорящими на русском языке, но и из совершенно разных стран. Как пример, хочу сказать, что в данное время у нас в «КриоРус» идет бумажная переписка (с помощью обычных писем) с человеком, который говорит только на испанском языке и пишет только бумажные письма. Он хочет крионировать всех своих родственников. Мы считаем необходимым продолжать общение с ним, несмотря на то, что у нас нет в штате переводчиков с испанского.
  • Относительно управления сотрудниками. В похоронной отрасли, которая является смежной с крионикой, очень актуальна тема «выгорания на работе». Представьте себе: ваша работа каждый день – хоронить людей, видеть плачущих родственников, слушать прощальные речи. Конечно, полностью люди не черствеют, так, чтобы совсем не замечать чужую боль. И они постоянно находятся в состоянии стресса, под воздействием которого развиваются различные заболевания. Есть целое направление: «Как не дать выгореть похоронным агентам», сделать так, чтобы они хорошо себя чувствовали психологически, чтобы могли дальше нормально работать.
    А разве к людям, работающим в области крионики, это не относится? Может быть, нам еще сложнее, и вероятность профессионального выгорания выше. Похоронные агенты видят своих клиентов уже умершими. А мы очень часто видим их и живыми, хорошо знаем до крионирования. А потом наш клиент может умереть, и мы его крионируем. Значит, крионические компании должны уделять внимание не только отношениям с клиентами, (или со своими членами, если речь идет об общественных организациях), не только поддерживать внешний имидж, но и создавать комфортную внутреннюю атмосферу, психологический климат, не дающий сотрудникам испытывать чрезмерный стресс и выгорать, необходимо предусматривать компенсирующие процедуры восстановления.

ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

  • Крионика – это также точка приложения сил волонтеров, это то место, где очень сильно проявляется желание людей делать действительно полезные и важные вещи. С волонтерами надо уметь работать и надо любить это делать. И находить непростой баланс между мотивацией и качеством исполненных работ. Это выстраивание отношений с сотрудниками, волонтерами и специалистами в том формате, чтобы они могли (и хотели бы) работать не только в традиционное рабочее время, но и в любое другое, при возникновении экстремальных ситуаций, например, при необходимости срочного крионирования.

УТОМИТЕЛЬНАЯ БОЛЬШАЯ РУТИНА

  • Крионика – это еще и масса простых обыденных вещей, которые необходимы любой фирме. Это и бухгалтерия, и отчетность, и содержание офисов, криоточек и криохранилищ, а также и других объектов. Это также и поиск новых офисов, которые могли бы работать в экстремальном режиме. Не так, как в бизнес-центрах – 5 дней по 8 часов, а чтобы они были доступны в любой момент.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

  • Крионика – это регулярное изучение постоянно совершенствующегося технологического оборудования.
  • Например, сама криогенная аппаратура постоянно меняется и совершенствуется. Когда появился «КриоРус», в России не существовало небольших установок по производству жидкого азота, таких, которые нам сейчас нужны и которые мы сейчас могли бы ставить у себя в криохранилище, чтобы они вырабатывали именно то количество жидкого азота, которое нужно, и мы были бы самодостаточны. В России 2006-м году, когда мы зарегистрировались, существовали только очень большие азотные заводы. Содержать такие заводы не могут позволить себе даже самые богатые крионические компании, американские.
  • Но прошло время, начали развиваться нанотехнологии. Они, в частности, требуют охлаждения оборудования до сверхнизких температур. Раз появился спрос, появились и небольшие азотные станции, и теперь можно пересматривать всю технологическую цепочку. Не привозить азот с больших заводов, как это делается сейчас, а вырабатывать самим на своей небольшой станции. Конечно, в этом случае необходимо проработать вопросы подключения необходимых электрических мощностей, разрешений со стороны законодательства о землепользовании.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

  • Это адекватное понимание мирового развития крионики, широкая сеть международных связей. Регулярное участие в конференциях. Сторонников крионики сейчас во всем мире мало, тех, кто ею занимается практически – еще меньше, поэтому чрезвычайную актуальность приобретает вопрос передачи знаний и опыта от одних групп к другим.

ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ

  • Кроме вышеперечисленного, в крионике есть еще несколько чрезвычайно важных аспектов. Один из них — это аспект безопасности, вопросы надежного хранения криопациентов. Если учитывать долгосрочный характер оказываемых крионикой услуг, возникающие при этом многочисленные риски и вызовы со стороны окружающей среды, надо быть готовым адекватным образом ответить на эти вызовы. А для этого теоретически нужно иметь в распоряжении большие финансы и возможности. Ведь рисков и способов противодействия им множество. Начиная с отпугивания мелких хулиганов с помощью собак, которые могут содержаться на территории криохранилища, и кончая постоянным мониторингом законодательства, особенно – готовящихся инициатив. Приходится также отвечать на различные претензии и доносы. При этом должна бесперебойно работать система поддержания криохранилища в регламентированном режиме, приборы контроля и мониторинга должны быть в исправном состоянии, и надо как-то реагировать на постоянно поступающие новые идеи о том, как можно было бы все улучшить.
  • Кроме того, криофирма должна иметь хоть какие-то планы на случай внезапных глобальных угроз апокалипсического характера: мировая война, падение метеорита невдалеке, наводнения и прочее. Это довольно-таки сложные задачи.
  • Необходимо отметить, что крионика функционирует среди людей и для людей. Соответственно, люди могут представлять собой как ценный ресурс, так и угрозу. Это могут быть внутренние угрозы, возникающие из-за ссор и скандалов или сложных ситуаций у соучредителей организации, которые внутри компании могут создать негативную атмосферу, порождать факторы, разрывающие организацию изнутри, мешающую управлению ею и ее развитию.
  • Крионика может подвергаться и внешним нападкам, и мы в «КриоРусе» это уже наблюдали неоднократно. Также могут быть подвергнуты остракизму отдельные яркие личности из сферы крионики, стейкхолдеры и лидеры мнений, и также может подвергаться нападкам и сама компания, и вся крионика в целом, и даже наше базовое трансгуманистическое мировоззрение, для которого крионика является первым шагом апгрейда человека.
    Да, мы все это видим, и на все эти вызовы надо отвечать. Надо отвечать на иногда выходящие в печати совершенно неадекватные статьи, иногда философские, иногда научно-популярные, иногда псевдонаучно-популярные. Многие люди не воспринимают крионику из-за того, что, при встрече с неизвестным, первой и естественной реакцией является отрицание. И с такими людьми надо работать. Сами PR и GR (Government relations (дословно: взаимодействие с органами государственной власти) – это сложные виды деятельности.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Отдельно хотелось бы сказать о необходимости научных исследований. В целом, мировое научное сообщество постепенно идет в нужном нам направлении, постепенно развиваются технологии, которые смогут и оживлять криоклиентов в будущем, и все более совершенно замораживать. Но это постепенный, очень медленный процесс. В Соединенных Штатах нашлись достаточно крупные инвесторы, которые в течение десятилетий (!) содержали такие научные организации, как «Медицина XXI века», которая добивается сейчас выдающихся результатов. Но и та компания, которая не может себе позволить выделить 20 – 30 миллионов долларов на научные исследования, может исследовать качество технологий, провести, так сказать, «внутренний технологический аудит».  Это тоже не просто и требует времени и организационных ресурсов.

ПОДГОТОВКА КАДРОВ

  • Постоянное внимание должно уделяться и подготовке кадрового резерва. В любой момент руководящие сотрудники нашей компании могут, например, заболеть, уволиться. Может быть, их переманит миллионер из Бразилии! Их место должны занять другие, очень хорошо подготовленные, высокомотивированные люди. Это тоже постоянная работа, которую нужно выполнять.

Можно было бы еще довольно долго перечислять направления работы в криофирме – большие и поменьше. Все они требуют большой квалификации, изобретательности и, мы бы даже сказали, таланта находить правильные решения в этой очень большой неизведанной стране под названием «Крионика». Но, мы надеемся, и сейчас уже видно, что крионика это очень сложно.

И убеждать, как это делают некоторые, что крионика это просто: дьюар-клиент-азот – это значит ставить под угрозу крионику и сохранность криопациентов.

P.S. Существует область моделирования бизнес-процессов. Об этом, например, можно почитать тут.                    

У моделирования всегда есть цель. Например, процессные модели — это средства управления процессами организации; анализа эффективности процесса; описания изменений.
В случае же представления крионики как примитивной деятельности, такое моделирование может означать неспособность к стратегическому видению, управленческой деятельности, достижению стабильного практического результата,  либо же – преследует цель манипулирования мнением сторонников крионики и введения их в заблуждение с какими-то скрытыми целями.

 

 

Подписываться

Хотите быть в курсе всех новостей из мира биотехнологий, открытий в медицине и перспектив продления жизни и бессмертия?


https://t.me/kriorus_official