Вход в реанимацию близким родственникам разрешить!

366 324 подписи собрала на change.org петиция, инициированная 24 июня 2016 года Ольгой Рыбковской из Омска: «Требуем от Минздрава обязать больницы не препятствовать посещению близких в реанимации».

«Когда-то я сама приезжала каждый день к дверям реанимации. Восемь дней мой девятилетний ребенок был в сознании и лежал в реанимационной палате один, привязанный к кровати», – рассказывает свою историю Ольга Рыбковская.

Направлено: Скворцова Вероника Игоревна Министр здравоохранения Российской Федерации; Президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль; Советник Президента РФ по правам человека Федотов Михаил Александрович; Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Роспотребнадзор.

Текст петиции: В настоящий момент в России нет официального закона, запрещающего посещение родственников в реанимации. Более того, в статье 55 Семейного кодекса говорится о безоговорочном праве беспрепятственного общения родителей и иных родственников с детьми, а в Федеральном Законе №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ст.51, п. 3 прописано «право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка». Несмотря на это, решение о допуске или не допуске родственников в реанимацию до сих пор принимается на уровне главного врача или заведующего отделением, причем, в 99% случаев это решение принимается не в пользу родственников и пациентов. В подавляющем большинстве случаев в нарушение Федерального Закона № 323 на посещения накладывается запрет, и основанием для него служат некие «санитарные нормы», которые тут же исчезают, когда речь идет, например, о платной палате или платной клинике. Любому здравомыслящему человеку должно быть понятно, что больной, находящийся в реанимации и особенно больной ребенок, как никто другой нуждается в психологической поддержке близких людей. Есть огромное количество примеров, когда только одно присутствие рядом близкого человека способствовало выздоровлению, придавало силы и являлось неоценимой психологической помощью. Исходя из защиты прав пациента, ребенка и, в первую очередь, из элементарных гуманистических принципов, мы требуем отменить эту средневековую, жестокую и бессмысленную практику изоляции тяжелобольных от родственников. Во всех цивилизованных странах такой практики нет. Более того, в реанимационных палатах созданы комфортные условия для круглосуточного нахождения там родственников тяжелобольных пациентов. Мы требуем, чтобы Министерство здравоохранения РФ, а также Уполномоченный по правам ребенка в РФ, использовав опыт развитых стран, направили официальное письмо во все без исключения медицинские учреждения, объясняющее незаконность «разлучения детей с родителями во время госпитализации» (ФЗ №323, ст.51. п.3). Этот документ должен толковаться однозначно (без вариантов) и иметь абсолютный приоритет над всеми местечковыми правилами и запретами. Также необходимо обеспечить условия для пребывания родных вместе с взрослыми больными – это не требует больших вложений, достаточно поставить в палату кресло. Мы прекрасно понимаем, что реанимация – это особое место, в котором нужно соблюдать определенные правила поведения и санитарии. Здесь не надо ничего придумывать – есть опыт европейских стран, который можно брать и использовать. Считаем, что пока подобная практика игнорирования элементарного человеческого отношения к людям в медицинских учреждениях будет продолжаться, у России нет права считаться цивилизованной страной.

Вопрос допуска к пациенту неоднократно поднимался на народном уровне. Данная тема множество раз подвергалась широкой огласке, обсуждалась в СМИ. За право допуска к пациенту боролись общественные организации, фонды и, конечно, граждане. После серии массовых обсуждений, огромного количества обращений и ряда петиций, в 2013 и 2014 годах появляются письма Министерства Здравоохранения РФ. Данные письма, как итог, гласили, что в связи с участившимися обращениями, необходимо принять меры по соблюдению законодательства и права на посещение родственниками детей в медицинских учреждениях (МО), а также принять меры по организации посещений родственниками детей, находящихся на лечении в любой МО, в том числе в отделениях анестезиологии-реанимации. Но должной регламентации так свет и не увидел. Решение о допуске к больному оставалось полностью в руках руководителей МО и врачей, а не приоритетом интересов пациента.

В апреле 2016 года Президент РФ Владимир Путин поручил Министерству здравоохранения организовать посещение реанимаций родственниками пациентов.

23 июня 2016 года Ольга Рыбковская сделала добавление к петиции: УРА! ОТЛИЧНАЯ НОВОСТЬ

– Друзья! Сегодня СМИ сообщают о том, что 30 мая Минздрав наконец-то создал единые правила посещения пациентов в отделениях реанимации и интенсивной терапии. Их уже направили в регионы с пометкой «для неукоснительного исполнения». Считаю эту новость очень существенным сдвигом по вопросу допуска в реанимацию. Спасибо всем вам еще раз за участие в нашей с вами кампании. Сейчас нам надо следить за тем, как эти правила будут соблюдаться! Спасибо, Ольга Рыбковская.

«Мы открыли двери реанимации», – сообщила она в своем видео. «А все это, поверьте мне, не было бы возможным без этой кампании и активного участия пользователей Change.org. Я горжусь каждым из вас и каждому из вас очень благодарна! Это наша с вами заслуга! Мы сделали очень большое дело!»

Один из пунктов этих рекомендаций, в частности гласит: «Родственники могут оказывать помощь медицинскому персоналу в уходе за пациентом и поддержании чистоты в палате только по личному желанию и после подробного инструктажа».

И это имеет огромное значение для крионики, так как открывает принципиальную возможность подготовить с помощью родственников пациента к крионированию.

Кроме того, Минздрав разработал для больниц форму памятки, которую должен прочитать родственник пациента перед посещением реанимации. После прочтения памятки посетитель должен своей подписью подтвердить, что обязуется выполнять указанные в ней требования.

В июле 2017 года Московский НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента выпустил памятку, которая должна помочь родственникам получить доступ к близким, находящимся в реанимации. В памятке приведены основные правила, которых должны придерживаться посетители реанимации, – большинство из них взяты из методического письма, разработанного в Минздраве в мае 2016 года. Однако эти рекомендации работали лишь в нескольких столичных больницах. В подавляющем большинстве учреждений здравоохранения допуск родственников в реанимации запрещен еще с советских времен, и изменить эту практику не могли ни рекомендации Минздрава РФ, ни петиции, подписанные сотнями тысяч человек.

4 июля 2018 года Госдума приняла в I чтении законопроект о доступе родственников в реанимацию. Правительство и профильный думский комитет по охране здоровья поддержали инициативу, высказав к ней ряд замечаний, которые планируется устранить ко II чтению. Законопроект обязывает медицинские организации предоставлять доступ в реанимационные отделения родственникам пациента. Как отмечают авторы законопроекта - депутаты Госдумы, сейчас возможность посещения пациента и пребывание с ним в медицинской организации предусмотрена законом «Об основах охраны здоровья». При этом законодательство «не содержит прямых отсылок на обязанность медицинской организации обеспечивать возможность посещения пациентов, находящихся в реанимации или палате интенсивной терапии», констатируют они.

Парламентарии напоминают, что Минздрав еще в мае 2017 года выпустил информационно-методическое письмо «О правилах посещения родственниками пациентов в отделениях реанимации и интенсивной терапии (реанимации)». Однако этот документ, не являясь нормативно-правовым актом, необязателен для исполнения. «Доступ к пациентам в большинстве случаев является жестом доброй воли главного врача, – указывается в пояснительной записке. – Это вызывает негативную реакцию в обществе и зачастую снижает эффективность лечения пациентов». В большинстве стран родители, иные члены семьи, законные представители пациентов могут находиться рядом с пациентами, которым оказывается стационарная медпомощь, в том числе в отделениях реанимации и палатах интенсивной терапии, соблюдая правила посещения таких пациентов, пишут разработчики.

Они приводят данные Минздрава, согласно которым доступ родственников к пациентам в отделениях реанимации и интенсивной терапии организован далеко не во всех медицинских организациях, имеющих такие палаты. Так, например, в Приморском крае доступ пациентов обеспечен лишь в 10 из 27 детских отделений реанимации и интенсивной терапии. После вступления в силу данных норм «у родителей, супругов, детей появится право быть со своими близкими в тяжелые моменты», сказал председатель Государственной думы Вячеслав Володин. Он отметил, что принятия соответствующего законопроекта ждали в течение многих лет. «С просьбой дать людям такую возможность в ходе «прямой линии» в апреле 2016 года обратился к президенту Владимиру Путину известный актер Константин Хабенский, – напомнил спикер. – И сегодня мы выходим на принятие решения, которого ждут люди».

Зампредседателя комитета Госдумы по охране здоровья Леонид Огуль также заявил, что открывать реанимации для посещения родственников не только можно, но и нужно. «Пациенты реанимаций более других нуждаются в поддержке близких», – сказал он журналистам, отметив, что особенно это касается детей. «Ребенок испытывает сильнейший стресс, находясь в реанимации, и это только усугубляет ситуацию, – подчеркнул парламентарий. – Поэтому открытая реанимация – это гуманно и правильно».

Подписываться

Хотите быть в курсе всех новостей из мира биотехнологий, открытий в медицине и перспектив продления жизни и бессмертия?


https://t.me/kriorus_official