Вы здесь

Космос и бессмертие

Марина Струкова, газета "Завтра", 17.09.2013.

Стремление преодолеть свои слабости и преобразить мир сконцентрировалось в древней  мечте о сверхчеловеке, которая хранит думы подвижников и философов, поэтические мифы и реальные подвиги. Ницше лишь напомнил об этой мечте европейцам, но был неправильно понят.

Своё видение сверхчеловека издавна было у русских. Былинные богатыри, силой, мужеством, благородством превосходившие своих современников, служившие государству, но вольнолюбивые, за неправду готовые бросить вызов властителям, пленяли народное воображение, являясь для него романтическим и гражданским идеалом. Постепенно понимание сверхчеловека на Руси христианизировалось. Чудеса и подвиги стали уделом святых, достигавших сверхчеловеческих способностей, развивая не физические силы, но духовные. Этот переход – от сверхчеловека-богатыря к сверхчеловеку-подвижнику, думаю, символизировал Илья Муромец, под конец жизни ставший монахом. Путь героя и путь мудреца соединились. Теперь святые также могли влиять на жизнь современников, но не «одним махом семерых побивахом», а крестным знамением и кроткой молитвой, исцеляя, вразумляя. Подвиги на поле брани ушли в тень церкви. Собственно, всё хорошее, что совершали выдающиеся люди, теперь приписывалось их благочестию. Это в католических странах создание гениальных произведений порой объясняли дружбой творческих людей с Дьяволом.

«Бог стал Человеком, чтобы человек стал Богом» (Ириней Лионский), «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» (Афанасий Великий), «Человек - это животное, призванное стать Богом» (Василий Великий) – над этими высказываниями размышляли религиозные интеллектуалы. «По учению святого Максима Исповедника в состоянии обожения мы по благодати, то есть посредством Божественных энергий, обладаем всем тем, чем обладает Бог по своей природе, кроме тождества с Его природой. Становясь богами по благодати, мы остаемся тварными, так же как Христос, став человеком по воплощению, оставался Богом», - так объясняют они. Подразумевает ли это чудеса и бессмертие? Или такая «божественность» является только субъективным самоощущением? Тем не менее, здесь чувствуется стремление к сверхчеловеку на духовном уровне. Понимание, близкое к буддизму, но не эгоистичное, благодаря самим догматам христианства. Впрочем, эти философские размышления не меняли реальную жизнь России. Поэтому, когда умы стала захватывать идея социализма, явилась нерелигиозная версия нового человека – аскета, фанатика, народного заступника, но богоборца, надеющегося на собственные силы. После революции, в 20-е годы задача формирования «нового человека», чьи моральные качества будут совершеннее ветхого – дореволюционного, встала перед советской властью. «Воспитать новых людей — это значит перестроить их отношение к труду, к обществу, к человеку, то есть в прямом смысле слова совершить самую сложную из всех революций - воспитать нового человека, человека коммунистического завтра.

А разрешима ли вообще эта задача?

— Нет! — уверяют буржуазные социологи и моралисты. — Человек, — говорят они, — по своей природе существо низменное. Две тысячи лет его учат: не убивай, не укради, не обмани. А в мире по-прежнему льётся кровь, процветает грабёж, брат предаёт брата.

— Да! — говорят марксисты. — Человеческие пороки — это следствие уродливых общественных порядков, волчьих законов морали, войны всех против всех» - цитата из фильма-пособия начала перестройки.  Идеалистическая философия советского государства трактовала научное познание  не только как утилитарное средство преобразования природы, но и как средство развития человеческой личности. В классовом обществе знания считались только силой, помогающей обойти конкурентов, а поведение большинства определялось материальными обстоятельствами. И если обстоятельства жизни вынуждают убивать и грабить, то большинство будет поступать именно так. Только немногие подвижники останутся способными заботиться о ближних.

Конечно, массовый героизм советского народа, переход на новый уровень ответственности каждого за страну, был взращен искусственно, ведь едва государство перестало заботиться о морали подданных, средний советский человек превратился в  обычного обывателя, перещеголявшего западноевропейца в стремлении хапнуть любой ценой. Значит ли это, что советская власть ошибалась, воспитывая и контролируя железной рукой? Думаю, нет. Поскольку лучшие качества надо культивировать, и как без ухода за посевами в поле вырастет только бурьян, так и в стране, лишенной ориентиров и контроля, будет процветать быдло. Всё, что есть хорошего, появляется благодаря ограничению или самоограничению.

- А как же какой-нибудь Степан Разин, любимый народом? Буйная вольнолюбивая натура? – Спросят меня.

И в его время была масса тех, кто бездумно грабил купцов, набивая собственный кошель, пока не упекут в острог. Разин же преодолел в себе просто воина и вора. И выступив за интересы казаков против самодержавия, потом размахнулся ещё шире, обратившись ко всему простому люду и объявив: «Я пришёл дать вам волю!» Обуздать свой эгоизм, задуматься о судьбе нации – вот в чём заключалось самоограничение подобных людей, вошедших в историю. И в легендах о них был отблеск русской мечты о сверхчеловеке.

На Западе, тоже знавшем подвиги «за други своя», за веру, идеалы,  - вспомним, Жанну д’Арк, крестоносцев, рыцарей времён Реконкисты, - но постепенно отрекающемуся от такого миропонимания, между тем рождалась своя идея сверхчеловека –  одиночки, который по головам конкурентов бежит к успеху, обманывая и отстреливая. И сверхспособности его заключаются в виртуозности афер и готовности на расправу. В итоге появился образ напористого и беспринципного типа, снабженного модными гаджетами, и трясущегося за собственное благополучие, ради которого способен на всё. «Сверхчеловек» на западный манер – холёный эгоист и мизантроп, перекочевал в Россию. «Я циник» - нынче модно позиционировать себя так, оплёвывая остальных, считая себя неповторимым, презирая законы, традиции, религию. «Моральные нормы являются «слишком человеческими» - поэтому, чтобы стать сверхчеловеком, их нужно преодолеть!» - заявляют такие.

 

После понимания сверхчеловека как могучего рыцаря или мудрого аскета, после образа эгоистичного супермена из голливудских фильмов стала распространяться идея биоробота, который разумом и силой обязан нанотехнологиям.  

Воплощение любой идеи зависит от того, как трактовать её, и на практике зачастую получается не то, что в трудах теоретиков. Такое происходит с новым этапом  мечты о сверхчеловеке - трансгуманизмом, главной целью которого является бесконечное совершенствование человека, основанное на новейших открытиях научно-технического прогресса. На отечественной почве это воплощается уродливо – как и следовало ожидать.

Из Приказа Министерства промышленности и энергетики РФ «Об утверждении Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года»: «Внедрение нанотехнологий должно еще больше расширить глубину ее проникновения в повседневную жизнь населения. Наноэлектроника будет интегрироваться с биообъектами и обеспечивать непрерывный контроль за поддержанием их жизнедеятельности, улучшением качества жизни, и таким образом сокращать социальные расходы государства. Отечественная промышленность должна быть готова к этому вызову, так как способность производить все компоненты сетевых систем будет означать установление фактического контроля над всеми их пользователями, что неприемлемо для многих стран с точки зрения сохранения их суверенитета…».

Смысл фразы, завершающей цитату из официального документа, опубликованного отнюдь не на  патриотическом сайте, пугающем электронным концлагерем, в том, что надо быть готовыми производить устройства, контролирующие граждан, от и до в России, поскольку другие страны могут отказаться от этого из моральных соображений! Но российская власть не откажется... По сути, мы видим отнюдь не новый подход к новейшим технологиям – заставить человека, если понадобится, принять их под давлением. Стремление государства компьютеризировать наши бренные тела, разумеется, будет на пользу кучке чиновников. Вряд ли эта компьютеризация станет решать проблемы здоровья населения, предполагаю, прежде всего, под контроль будут брать финансы россиян, потом сознание, а продлевать жизнь станут немногим обеспеченным, дабы могли дольше править и потреблять. Этакие Кощеи Бессмертные из русского фольклора. 

 

Тем не менее, не стоит относиться к трансгуманизму отрицательно лишь потому, что его идеи кто-то надеется использовать не во благо. Прогресс невозможно остановить, и нации, игнорирующие его, будут выброшены на обочину исторического процесса. Вряд ли это устроит русских. Любовь наших молодых современников к фантастике и фэнтези не всегда бегство от реальности - это желание видеть мир обновленным, стать способными на большее. Именно молодёжь проявляет интерес к техно-футурологическим прогнозам, предвещающим, кроме прочих открытий, бессмертие. Больше чем телесное - виртуальное. Например, перенос души, тонкого тела из физического тела в альтернативный носитель путём наносканирования мозга, перенос сознания в новые клонированные тела, замена людей бессмертными киборгами, квантовыми телами-голограммами, состоящими из частиц света и образующими цивилизацию бессмертных богов-людей. Примеры создания виртуальных личностей уже есть, но, разумеется, это всего лишь компьютерные образы, далёкие от подлинной жизни. В 2003 г. в Интернете был размещён искусственный интеллект Президента США Джорджа Буша-младшего в объеме 350 Мегабайт – с ним можно общаться, играть в шахматы, карты и в стратегическую игру, в которой игрок является советником американского лидера.

По идее некоторых западных учёных трансгуманизм должен заменить религию. Ведь он обещает бессмертие, как религиозные учения. У такой версии достаточно единомышленников, обсуждающих её на форумах: «Ницше сказал, что Бог умер? Да здравствует Бог! Бог-человек вместо ревнивого "космического шпиона", сидящего на небесах. Бог-сумасшедший художник, танцор, азартный игрок,"квантовый ученый" вместо далекого, холодного цербера-соглядатая грехов эпохи сурового монотеизма средневековой Европы. Бог со многими ликами, многовариантный, человек-Творец, со свободой воли вплоть до бесконечности…». Эти люди спрашивают: где новые ответы религиозных деятелей на вызовы времени? Где их осмысление глобальных процессов, идущих в обществе, опережающее материалистическую науку?

То, что бессмертие является главной мечтой человечества, зафиксировали религии, где оно – основная приманка. Тем не менее, церковь не поддерживает науку на этом пути, тревожась о духовном состоянии людей. Но, на мой взгляд, потребность в Боге и высших ценностях останется у человека, пока его тело полностью не станет искусственным и, следовательно, ни человека, ни сверхчеловека не станет, получится робот. До этого момента, даже снабжённый искусственными мышцами  и  компьютерными устройствами, человек будет страшиться посмертного воздаяния, поскольку абсолютно отменить смерть не смогут – выйдет из строя какая-либо деталь, произойдёт катастрофа или стихийное бедствие, и киборг исчезнет. Страх возмездия после жизни и при жизни – фундамент веры в Бога для большинства, со всеми плюсами и минусами такого мировосприятия.

Одним из аргументов против создания киборгов, с точки зрения христиан, является то, что человек это единство души от тела, но, включая в человеческое тело механизмы, ученые как бы отделяют душу от тела.  По этой логике можно запретить, к примеру, и замену хрусталика глаза искусственным, когда пациенту спасают зрение - ведь вне зависимости от объема инородного тела, оно заменило орган человека. Церкви надо не отрицать прогресс, а корректировать его, напоминая о морали и вечных ценностях.  

Я считаю, что трансгуманизм неизбежно станет популярным. Его сторонники пока находятся на периферии политики, но думаю, через  два-три десятилетия начнут  участвовать в выборах. Ведь подспорье их идеологии – нанотехнологии у всех на слуху, это не абстрактные рассуждения, а конкретные изобретения. Трансгуманизм вторгается в повседневность. Например, на Западе вовсю действуют криохранилища, где покоятся замороженные клиенты или их мозг, ожидая воскрешения в будущем, где не будет болезней. В России есть подобная фирма «Криорус», и с ней можно заключить договор. Правда, наши соотечественники не готовы к услугам такого рода, что создаёт абсурдные ситуации. Например, осенью прошлого года супруга одного из граждан, перед смертью заключившего договор с фирмой, выкрала его тело из морга, дабы похоронить по «православному обычаю», каковым, по её мнению, было сожжение в крематории. Разумеется, обществу надо разъяснять цели трансгуманизма. Всё чаще я встречаю в СМИ публикации на эту тему. Мы, к сожалению, живём при капитализме, и наука зависит от того, насколько выгодной считают её чиновники и коммерсанты, вкладывают ли средства в развитие. Поэтому трансгуманизм нуждается в сторонниках из любых слоёв общества, ведь его цели близки каждому. Согласитесь, несправедливо то, что к пятидесяти большинство из нас страдает от хронических заболеваний, а годы после ухода на пенсию государство цинично именует периодом дожития. Обидно, что именно тогда, когда человек обретает и богатый профессиональный опыт и житейскую мудрость, вместо того, чтобы применять их на благо общества, оказывается в мире ином. Грош цена всем новейшим технологиям, если порой наш современник умирает от обычного гриппа. Поэтому каждый должен осознать, что основной отраслью науки должно стать здравоохранение, а целью её – формула бессмертия. Разумеется, это дорого обойдётся. Но даже продление жизни на несколько десятилетий изменит приоритеты человечества. Этот процесс должен идти параллельно с развитием космонавтики, поскольку возникнет необходимость в новых территориях и расширении производств, которые можно вынести за пределы Земли, оберегая её экологию. В таком случае, Земля станет только местом для комфортного проживания, а заводы будут  дымить на соседних планетах. Это случится не скоро, но неизбежно. Без экспансии человека в космос продление жизни становится опасным, угрожая перенаселением,  которое обернётся масштабными войнами и голодом, поскольку природа всё равно найдёт механизм саморегуляции.

 

Но станет ли каждый сверхчеловеком, только усилив интеллект и мускулатуру, благодаря технике и препаратам, преобразившим организм? Продолжительность жизни уже возрастала по сравнению со Средневековьем, так же, как и увеличивался рост людей, как и совершались ими глобальные открытия, что не сделало нас более духовными и волевыми. В краеведческом музее сельской школы я держала в руках кольчугу русского ратника, пробитую копьём. Небольшую, словно сделанную для двенадцатилетнего подростка, но очень тяжёлую, спекшуюся от ржавчины. Безвестный герой бился в ней против ордынцев, тогда как нынешний рослый русак из трусости стерпит оскорбление от чужака. Так когда жил европейский сверхчеловек - не во времена ли, когда был готов гнать захватчиков со своей земли, а не терпеть унижения?

Конечно, можно рассуждать отвлечённо и бесцветно: грядущий сверхчеловек будет менять мир лучше и разумнее, используя более совершенный разум и физические возможности. Гармоничный и гениальный, могущественный и благородный… Слишком приторно, чтобы оказалось правдой.   

ИСТОЧНИК

Поделиться